Новый сад — новые друзья

Консультация для родителей по адаптации

 

Эта ситуация кажется всем знакомой (по своему детству, по старшим детям). Но у каждого ребенка свои эмоции, переживания в первые дни адаптации в новом окружении. Привыкание к режиму дня в детском саду также идет по индивидуальному «сценарию». Задача воспитателей и родителей — свести к минимуму весь негатив и ускорить данный процесс.

 

Родители сами оказываются под влиянием того факта, что ребенок принадлежит не только им, но и более широкой социальной системе, которая также может оказывать на него влияние. Переживание семьей данного момента зависит:

- от степени готовности взрослых к расширению сферы контактов их ребенка;

- от умения поддерживать его возрастающую самостоятельность;

- от гибкости семейной системы, т.е. способности всей семьи изменятся;

- от уровня коммуникативных умений, определяющих способность супругов договариваться об изменениях, происходящих в жизни каждого члена семьи.

 

Ребенок идет в общество с уже заложенным характером, привычками, навыками. Те способы взаимодействия, которые приемлемы в семье, стереотипы воспитания, могут оказаться неэффективными при установлении новых отношений: способы получать поддержку, влияние, любовь, способы достигать желаемое и т.п. Если ребенок привык дома удовлетворять свои потребности через капризы (например, плачет, падает на пол в магазине, чтобы мама все таки купила шоколад), скорее всего, будет вести себя точно так же и в саду, где данный способ поведения неприемлем.

 

Сложности адаптации могут возникнуть и в том случае, когда в семье нет ясных границ и нарушена иерархия (главным, «управляющим всеми» становится ребенок, а не взрослый), что чревато проблемами, связанными с принятием новых внесемейных норм и правил.

 

Среди признаков, указывающих на переживание семьей данного момента, как кризиса, можно назвать следующие:

- трудности адаптации к новым социальным условиям, выражающихся как в поведенческих проблемах, так и в проблемах, связанных с учебой;

- соматизация ребенка: частые простуды, энурез, аллергические заболевания и т.д.;

- перевернутая иерархия, которая проявляется через поведенческие проблемы в семье (манипулятивность, капризность, упрямство, неуправляемость) и поддерживающие данное поведение одного из родителей.

 

Поступление ребенка в детское учреждение требует от семьи гибкости, выражающейся в способности принять факт приобретения ребенком нового социального статуса и поменять свои структурные параметры. В связи с этим они зачастую вынуждены пересмотреть распределение своих обязанностей, что побуждает супругов достигать новое соглашение.

 

Взаимодействие воспитателя и любящих, заботливых родителей способно решить возникающие вопросы. На помощь родителям всегда придет психолог.

 

Главное — здоровье, счастье и благополучие наших детей!