Фольклор в повседневной жизни

Консультация для родителей

 

Предлагаем варианты использования фольклора в повседневной жизни ребенка в дошкольных образовательных учреждений и дома.

 

Использование фольклора в режимных моментах:

 

Умывание

 

Из колодца принесла
Курочка водицы,
И ребята всей гурьбой
Побежали мыться.

 

***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

 

***
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

 

***
Чистая водичка умоет
Саше личико,
Анечке — ладошки,
Пальчики — Антошке.

 

Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: «Где у нас личико? Где глазки? Где носик и ротик?» Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть.

 

Расчесывание волос

 

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят
Все волосоньки в ряд
Расти, коса, не путайся.
Маму, дочка, слушайся.

 

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!

 

Потешку также можно использовать во время игр с куклами.

 

Во время еды

 

Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
Травка-муравка со сна поднялась
Птица-синица за зерна взялась
Зайка за капусту, мышка —за корку.
А детки — за молоко.
Пейте, детки, молоко — будете здоровы!

 

***
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Кто кашу не ест,
Молоко не пьет —
Забодает, забодает.

 

Выход на прогулку

 

Эта потешка научит детей ориентироваться в собственном теле.

 

***
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождик подойдет
Мы пойдем в сапожках.

 

***
Наша Таня маленька,
На ней шубка аленька.

 

***
Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять!

 

Считалка поможет детям запомнить порядковый счет. Сама процедура одевания пройдет веселее и быстрее.

 

На прогулке

 

***
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Либо деткам снесть?
Я и сам укушу,
Да и деткам снесу.

 

***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.

 

***
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глазки смелые,
Зубки белые!

 

***
Ай, ду-ду ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченная,
Песня ладная,
Сказка складная.

 

***
У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане.
А корова — в юбке,
В теплом полушубке.

 

Во время прогулки, показывая детям деревья, цветы или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешка или заклички:

 

***
Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад.
Расцветайте, расцветайте, мои алые цветочки!

 

***
Божья коровка,
Черная головка.
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного, белого,
Только не горелого.

 

***
— Сосна, сосна, отчего ты красна?
— Оттого я красна, что под солнцем посла!

 

***
Воробей, воробей!
Не гоняй голубей,
Не клюй песок,
Не тупи носок!

 

Эту потешку можно использовать и на прогулке, наблюдая за улиткой

 

Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусочек пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепешки.

Указательным и средним пальцами дети учатся делать рожки улитки.

 

***
— Жук, жук, где твой дом?
— Мой дом под кустом.
Ехали бояре —
Мой дом растоптали.

 

***
Пчелы гудят — в поле летят.
С поля идут — медок несут.

 

А эти заклички познакомят детей с разными природными явлениями:

 

Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить!

 

***
Солнышко-ведрышко,
Взойди поскорей
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Еще малых ребят!

 

***
Ой, ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка!

 

***
Ой, ты, зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет,
Вдоль по улице метет.

 

***
Вей, вей, ветерок, Натяни парусок!

 

Перед сном

 

Баю-баю-баиньки, прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.

 

***
Я Баю-баю-баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Наших деток не буди.

 

***
Котя, котенька, коток.
Котя — серенький лобок,
Приходи к нам ночевать
Наших деточек качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.

 

После сна

 

Можно рассказывать потешку и гладить ручки, ножки ребенка, помогая ему проснуться. Имя заменяется на соответственное. Можно принести в спальню игрушечного петушка и потихоньку будить детей, рассказывая потешку:

 

***
Петушок, петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

 

Эта потешка настроит детей на бодрящую гимнастику после сна:

 

Рано солнышко встает,
На зарядку всех зовет.

 

Если ребенок плачет:

 

Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для тебя потешки.

 

***
Не плачь, не плачь,
Куплю калач
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не реви,
Куплю тебе три!

 

С помощью этих потешек можно отвлечь ребенка, успокоить. Показать игрушку-белку или сделать пальцами рожки, втянуть ребенка в игру. Использование фольклора для развития движений ребенка.

 

Пальчиковые игры

 

Сорока-белобока
Печку топила,
Кашку варила.
На порог скакала.
Деток созывала.
Этому дала
Этому дала
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Ты, малец-удалец.
За водой не ходил,
Дров не носил
Кашу не варил.
И не получил!

 

Дети водят пальчиком правой руки по ладони левой. Потом загибают пальчики и в конце грозят.

 

— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
Дети хлопают в ладоши.

 

Игры на развитие общих движений тела:

 

***
Поехали, поехали
За грибами, за орехами..
Приехали, приехали
С грибами и орехами!

 

Дети скачут, как лошадки, затем приседают.

 

***
Большие ноги шли по дороге: ТОП, ТОП, ТОП.
Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Дети учатся делать широкие и мелкие шаги.

 

***
Дедушке — поклон,
Бабушке — поклон,
Папе — поклон, Маме — поклон,
А вам, детушки,
Рост большой!
Дети выполняют наклоны вперед.

 

Народные подвижные игры

 

Мыши водят хоровод.
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!

 

***
— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну, летите же домой!
— Серый волк под горой не пускает нас домой!
— Ну, летите как хотите, только крылья берегите!

 

***
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!

 

***
Как у дяди Трифона
Было семеро детей,
Семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга все глядели.
Делали все так…

 

Водящий или взрослый показывает движения, а дети повторяют за ним.

 

Считалки

 

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы
Ты пойди-ка поводи!

 

Шла кукушка мимо леса —
За каким-то интересом,
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «с».

 

 

Потешки для новичков

 

Педагогам известно, насколько тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:

 

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий!
Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг.

 

***
Красные кафтанчики,
Синие карманчики,
На дубу они сидят,
Меж собою говорят
Все про Галеньку,
Все про маленьку.

 

Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Оставить комментарий